Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
На бюджетный кукиш ничего не купишь
подсвечник и очки
krasnovski
Почему регионам приходится залезать в долги и выгадывать на процентах по кредитам


Фото: wrema.ru

А знаете ли вы, господа-товарищи, что у каждого шестого региона России задолженность выше годового дохода? Как пишет журнал Forbes, «Россия по-прежнему остаётся империей в том смысле, что разница между отдельными регионами достигает нереальных величин. Не стали исключением и государственные финансы. Коэффициент долга к налоговым и неналоговым доходам у российских регионов находится в диапазоне от 0% почти до 200 %».

И с этим, увы, не поспоришь, ибо «в числе самых благополучных субъектов РФ (с долговой нагрузкой менее 10 % годового дохода) Москва и Санкт-Петербург, где «прописано» большинство крупнейших компаний России, нефтегазовые регионы Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ плюс недавно присоединенные Севастополь и Республика Крым. На противоположном краю 14 регионов, у которых долг превышает годовой доход. В их числе исконно русские, сейчас депрессивные регионы Нечерноземья Смоленская, Псковская и Костромская области, приволжские республики Марий Эл и Мордовия (последняя с долговой нагрузкой почти вдвое больше годового дохода является антилидером среди всех субъектов РФ), республики Северного Кавказа Ингушетия и Северная Осетия. А также несколько регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Чукотский автономный округ, Забайкальский край и Еврейская автономная область».

Простите за большую цитату, но разговор о больших деньгах требует максимальной точности. Я не хочу уподобляться нашим записным оппозиционерам, устроившим на днях интернет-истерику по поводу того, что, «губернатор Островский загонит Смоленщину в долг ещё на восемь миллиардов».

«В общей сложности администрация Смоленской области под руководством губернатора Алексея Островского планирует занять у коммерческих банков более 8 миллиардов рублей», – возбудились наши страдальцы за народ, не удосужившись вспомнить народную мудрость о том, что в кризисной ситуации лишняя денежка – карману не тяга.

Что же произошло, если без эмоций? Действительно, администрацией Смоленской области 2 мая 2017 года объявлены 3 аукциона на кредитование областного бюджета в 2017 году на общую сумму 8 млрд 210 млн. рублей.

Целью кредитования является рефинансирование действующих банковских кредитов в той же сумме, но по ставке на один процент ниже ставки по действующим банковским кредитам. Заключение государственных контрактов планируется на конец мая 2017 года.

Для тех, кто не сведущ в государственных финансовых делах, поясню на житейском примере.

Рефинансирование – это получение нового кредита, с целью погасить прежде взятый кредит, но на более выгодных условиях. Иными словами, это новый кредит на погашение старого. Потому рефинансирование часто называют перекредитованием. По юридической природе рефинансирование является целевым кредитом, так как в договоре указывается, что выделяемые банком деньги идут на погашение существующего долга в другом кредитном учреждении.

В каких случаях прибегают к рефинансированию кредита? Типичная ситуация – изменение рыночных условий и снижение ставок по кредитам.


Фото: utmagazine.ru

К примеру, вы взяли ипотеку в 2005 году. Процентная ставка тогда составляла 20 %. Вы проплатили почти 10 лет и вдруг узнали, что в другом банке годовые всего 15%. И, так как платить вам ещё десять лет, вы идёте в этот другой банк и перезаключаете ипотечный договор. В результате можно существенно снизить ежемесячные выплаты.

А теперь с житейского уровня вернёмся к рефинансированию действующих банковских кредитов на уровне региона. В условиях объявленных администрацией области трёх аукционов на кредитование областного бюджета в 2017 году абсолютно чётко прописано, что речь идёт не об увеличении государственного долга Смоленской области, а о замещении наиболее дорогих банковских кредитов кредитами с пониженной ставкой.

Что эта операция даст областной казне? Весьма немалую экономию: в результате указанного рефинансирования расчётная экономия бюджетных средств по расходам на обслуживание долговых обязательств составит порядка 48 млн. рублей.

Более того, объявленный администрацией области финансовый манёвр – отнюдь не какое-то скоропалительное решение, вызванное чрезвычайными обстоятельствами. Он осуществляется в рамках чётко продуманной стратегии действий областной власти по оптимизации расходов на обслуживание госдолга региона.

Напомню, что публично анонсировано всё это было ещё в начале года на брифинге вице-губернатора Василия Анохина:

«Совместно с Министерством финансов мы обязаны оптимизировать наш госдолг. При этом губернатор поставил задачу мне как профильному заместителю сохранить объём расходов на социальную сферу и не уменьшать объем поддержки экономики и промышленности. На данный момент самая высокая нагрузка на обеспечение долга – это банковские проценты. В связи с этим в 2017 году планируется постепенно уменьшать долю коммерческих заимствований в структуре государственного долга. Главное для нас – планомерно погашать коммерческий долг, благодаря чему мы сможем существенно оздоровить финансовую ситуацию. И, вместе с тем, выполнить наши расходные обязательства в полном объёме», – отметил тогда Василий Анохин.

Принципиально важно и то, что в стратегическом плане работы администрации региона заложено уменьшение не только доли коммерческих заимствований и процента по ним, но и сокращение размера самого госдолга. Государственный долг Смоленской области в 2017 году будет снижен от уровня 2016 года на сумму 2 046,5 млн. рублей или на 6,2 % до уровня 30 916,9 млн. рублей.

Кстати, для тех, кто сегодня кричит, что «Островский загонит Смоленщину в долг» к коммерческим банкам, полагаю, нелишне будет напомнить, что по итогам 2016 года эксперты РИА «Рейтинг», тщательно отслеживающие ситуацию с госдолгом регионов, отметили: «В структуре долга Смоленской области бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8 %». И это, безусловно, положительная для областной казны тенденция.

Ну и, что называется, под занавес процитирую выводы экспертов Национального рейтингового агентства о причинах того, почему практически все регионы России оказались в долговой кабале:

«Постоянный рост долговой нагрузки регионов в течение последних 10 лет связан прежде всего с тем, что с 2004 года была фундаментально пересмотрена пропорция распределения налоговых поступлений между региональными бюджетами и федеральным центром, в которой наибольшая пропорция налоговых поступлений была направлена в федеральный бюджет. Идея новой пропорции заключалась в том, чтобы уравнять в правах на пользование природной рентой все регионы страны, так как до того момента регионы добычи нефти и газа получали гораздо больше налогов, чем регионы не имеющие на своей территории крупных предприятий или полезных ископаемых…

Кроме того, обязанность региональных властей по закону направлять привлекаемые долговые ресурсы в том числе и на финансирование социальной сферы, а не инфраструктурных или промышленных проектов, оказывает дополнительное негативное влияние на уровень и динамику госдолга – социальные выплаты не являются инвестициями и не могут служить основой для формирования выплатного фонда по госдолгу.

Госдолг регионов и дальше будет продолжать расти, а бюджетные кредиты укрепят свою роль в качестве основного элемента долговой нагрузки большинства регионов…

Основными факторами роста бюджетного дефицита регионов станут необходимость увеличения бюджетных расходов на развитие социальной сферы и поддержку экономики, так как приближаются сроки достижения многих целевых индикаторов «майских указов», а также и невозможность увеличения налоговых доходов бюджета на фоне снижения или стагнации в большинстве отраслей российской экономики. В 2017 году возможно улучшение ситуации с бюджетными дефицитами, однако госдолг продолжит расти, хоть и более спокойными темпами».


Всё чётко, без эмоций, по существу. Так что, господа-оппозиционеры, печалящиеся за региональную казну, не Островский загоняет Смоленщину в долг, а, мягко говоря, очень странная политика финансового блока правительства по отношению к регионам.

Это в нефтяных и газовых краях да в столицах, как говорится, если в одном кармане смеркается, то в другом заря занимается. В нашем же многострадальном Нечерноземье испокон веку всё, к сожалению, было иначе, по принципу – деньги не щепки, на полу не подымешь. Зарабатывать их приходилось и приходится потом и кровью...

Да и на бюджетный кукиш от реформаторов типа господина Кудрина, в бытность которого министром финансов и была запущена упомянутая выше пропорция распределения налоговых поступлений между региональными бюджетами и федеральным центром, как известно, ничего не купишь. Вот и приходится залезать в долги и выгадывать на процентах по кредитам.

?

Log in

No account? Create an account