Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Концлагерь Береза-Картузская – история о польских палачах для белорусского поэта...
подсвечник и очки
krasnovski

Фото: maxpark.com

Сегодня появился повод вновь вспомнить о проблеме Катыни и анти-Катыни, то есть теме польских концлагерей, в которых палачами-садистами были замучены десятки тысяч узников.

Причём, на сей раз речь пойдёт отнюдь не об убиенных красноармейцах, а о теме гораздо более щепетильной и болезненной. Впрочем, обо всём по порядку.

Сегодня на одном из главных интернет-ресурсов белорусской оппозиции – сайте «Хартыя-97» появился материал «Молодой поэт из Орши написал стихотворение «За Катынь!». В нём с умилением рассказывается о том, что некий «молодой поэт из Орши Александр Макаревич написал стихотворение «За Катынь!» и с помощью друзей записал свое видеовыступление на Кобыляцкой горе – месте массовых расстрелов в Орше во времена СССР. Главный лейтмотив его поэтического произведения – сталинские расстрелы».

О поэтических достоинствах стихотворения молодого белорусского поэта судить не берусь, но вот его политическая позиция предельно прямолинейна и проста:

– Почему такая тематика и почему по-русски? Первое: мне стыдно за наших «победителей», тех, которые даже фронта не видели. Вы прекрасно понимаете, о ком я. Нацизм принес страшные беды, и вспомните, как Германия вымаливала прощение. В данном случае мы имеем позор. Обвиняли нацистов, а сами оказались из того же теста. Во-вторых, я хочу донести эту мысль до тех, кто ещё колеблется в понимании масштабов трагедии не только Катыни, но и вообще кровавой лапы НКВД, – говорит Александр Макаревич. (https://charter97.org/ru/news/2017/6/1/251834/)

Молодому поэту такая простодушная прямолинейность в понимании истории, возможно, и простительна. Тем более, что в белорусских учебниках истории для школ и не такое можно встретить. Но вот те, кто транслирует на весь мир политическую позицию этого молодого человека как пример гражданского поступка, явно лукавят. Или – напрочь забыли уроки прошлого. В том числе – уроки унижения и уничтожения белорусского народа польскими властями в начале XX века.

Что ж, придётся напомнить. «В 1934 году в небольшом западнобелорусском городке Берёза-Картузская польскими властями был создан один из самых жутких концлагерей за всю историю XX века. Даже то, что мы знаем теперь об австро-венгерском Талергофе, о гитлеровских лагерях смерти, о ГУЛАГе, не может заслонить собой правду о Берёзе-Картузской. Среди самых отъявленных палачей минувшего столетия польские каты выделялись весьма специфическим изуверством и изобретательностью. Чем это можно объяснить? Нацистские концлагеря преследовали цель уничтожения как можно большего числа людей. ГУЛАГ, как выясняется, создавался не только с целью длительной изоляции инакомыслящих, но и для выполнения экономических, производственных показателей. Иное дело концлагерь в Берёзе-Картузской. Здесь все служило одной цели: в кратчайшие сроки сломить человека физически и психологически, раздавить его индивидуальность, превратить в бессловесное быдло, даже не по­мышляющее о политической борьбе.

Очень важная деталь – внутренняя улица лагеря носила имя Тадеуша Костюшко (знамя современным борцов за белорусское «возрождение»!). Эта улица разделяла казармы узников (белорусов и украинцев) и обиталище палачей».


Общее количество узников в этом концлагере оценивалось примерно в 10 тысяч человек. Среди них было и немало белорусов. Что им пришлось там претерпеть, можно прочитать в статье [Концлагерь Береза-Картузская: история польских палачей]http://maxpark.com/community/politic/content/1751585 Предупреждаю сразу – чтение не на ночь и не для слабонервных!

Процитирую лишь заключительный вывод:

«В межвоенной Польше создание и функционирование Берёза-Картузского концлагеря не было случайным «системным сбоем». Это было следствием внутренней политики польского государства по отношению к политическим противникам и населению земель Западной Украины и Западной Беларуси, оккупированных в 1919–1920 годах.

Концлагерь настолько вжился в государственный организм Польши, став его неотъемлемой составной частью, что, как выяснила комиссия 1940 года, квалификация того или иного воеводы оценивалась исходя из того, сколько людей он направил в Берёзу-Картузскую. Если мало – то воевода аттестовался как неэнергичный, не склонный к государственному строительству...

Есть данные, что в 1938 году польские власти планировали создать ещё один такой же лагерь (примерно на 1500 интернированных) в Келецком воеводстве, но этот план был сорван войной».


Обратите внимание на даты – они практически совпадают с датой трагедии в Катыни (по польской версии). Невольно возникает вопросы: а столь ли невинны были те, кто расстрелян в Катыни? На их совести не было чужой крови? В том числе – не только русских, но и украинцев, белорусов, евреев...

И ещё. Недавно на территории мемориала «Катынь» стараниями Российского Военно-исторического общества были установлены стенды, рассказывающие гибели в двадцатых годах ХХ века в польском плену, в концлагерях, созданных по приказу маршала Пилсудского, до 30 тысяч советских красноармейцев. Думаю, что будет совершенно обоснованным добавить к ним ещё один стенд – с напоминанием об ужасах концлагеря Берёза-Картузская. Это будет полезно. В том числе – и для понимания молодыми белорусскими поэтами масштабов и причин трагедии белорусского народа в сложные годы ХХ века.

#Польша #Катынь #Беларусь #антиКатынь #история #РВИО





  • 1
Бульдозер по этой Катыни плачет!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account