Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
«Смоленская религия» польских элит
подсвечник и очки
krasnovski
Кто и зачем превращает трагедии, ставшие историей, в политический триллер


Коллаж: Сергей Мирошниченко

10 апреля 2010 года Ту-154 президента Польши Леха Качиньского потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту «Смоленск-Северный». На борту находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, летевших на траурные мероприятия в Катыни. Все они погибли.

Межгосударственный авиационный комитет, соблюдая все нормы международного права, в тот же день начал техническое расследование катастрофы. В 2011 году он обнародовал окончательный отчёт о его результатах, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полёта и подготовке экипажа.

Истина не интересна
Но польская сторона с этим выводом не согласилась. Версии трагедии выдвигаются до сих пор. Причём одна другой экзотичней.

Последняя по времени говорит о том, что самолёт якобы начал разрушаться в воздухе в 900 метрах от места падения, а с регистраторов пропали последние секунды записей. На борту, мол, ещё до момента столкновения с землёй произошёл взрыв.

Более того, Минобороны Польши обратилось в прокуратуру для проверки деятельности предыдущей польской комиссии по расследованию катастрофы под Смоленском, поскольку «возникло справедливое сомнение в добросовестности и истинности окончательного отчёта по расследованию».

Ещё бы! Ведь среди выводов этой комиссии был и такой: уровень подготовки пилотов в польском элитном спецполку «угрожал безопасности» первых лиц. Лётчики были перегружены заданиями и не успевали отдыхать, опытные пилоты увольнялись, подготовка новых велась кое-как, экипажей не хватало, их сколачивали из разных эскадрилий, на международные рейсы ставили тех, у кого не было нужного допуска. Командир руководил экипажем впервые в жизни, до этого летал вторым пилотом. Психологически он привык не принимать решения, а подчиняться. Погодные условия в Смоленске, где ему предстояло посадить президентский борт, были такие, что несколько самолётов ушли на другие аэродромы. То же самое пытался сделать и этот молодой командир. Но в кабину к нему пришёл генерал польских ВВС и передал приказание президента Качиньского: мы опаздываем, поэтому ты садишься в Смоленске...

Тут, как говорится, правда глаза колет. В результате польские власти решили обратиться к английским экспертам. Они должны будут провести анализ обломков авиалайнера на предмет наличия на них следов взрывчатого вещества. Началась и массовая эксгумация тел погибших в катастрофе. Для чего? Опять же, чтобы доказать идею фикс о том, что в разбившемся президентском борту коварными русскими было приведено в действие взрывное устройство...

Бред, скажете. Нет, к сожалению! В эфире радио Sputnik политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров высказал мнение, что напоминания об авиакатастрофе самолёта польского президента в 2010 году стало постоянно действующим внутриполитическим фактором в Польше.

«Расследование катастрофы с президентским самолётом используется в своих личных интересах Ярославом Качиньским – братом погибшего президента (Леха Качиньского). Ярослав Качиньский регулярно напоминает об этом, тем самым повышая своё политическое влияние и показывая, «кто в доме хозяин». Десятого числа каждого месяца перед президентским дворцом (в Варшаве) проходит так называемое смоленское шествие. Представители правящей партии, которую возглавляет Ярослав Качиньский, напоминают как об ответственности правительства времён катастрофы, так и о «зловещей роли» России в этой ситуации. Тем самым они набирают политические дивиденды и очередные очки в разных политических циклах», – сказал Игорь ШАТРОВ.

Политолог добавил, что, причины катастрофы уже давно расследованы, но похоже, что истина в данном случае представителям нынешних польских властей не интересна.

Трагедия генерала Сикорского
Мало кто знает, но вся эта абсурдная ситуация практически повторяет историю ещё одной катастрофы. Более 70 лет назад подобная трагедия и следственная развязка уже происходили с польскими правительственными кругами. 4 июля 1943 года в 23:07 по местному времени самолёт командующего польскими войсками и премьер-министра польского правительства в изгнании Владислава Сикорского, возвращавшегося после инспекционной поездки по местам дислокаций польских войск на Ближнем Востоке, через 16 секунд после взлёта из аэропорта Гибралтара упал в Средиземное море. Находившиеся на борту 11 пассажиров и 5 членов экипажа погибли. Чудом выжил лишь пилот.

Генерал Сикорский – трагическая и противоречивая фигура польской истории периода Второй мировой войны. «30 июля 1941 года в Лондоне он подписывает договор с советским послом Иваном Майским, чем открывает дорогу для создания польских военных частей на востоке. На подписании присутствовал сам Уинстон Черчилль. Но логика страшной войны диктовала свои условия, – пишет историк Станислав СТРЕМИДЛОВСКИЙ. – Тем удивительнее оказался «срыв» Сикорского в апреле 1943 года, когда нацисты объявили об обнаружении тел польских офицеров в Катыни. Генерал потребовал расследования Международного Красного Креста. Но на тот момент Смоленщина была под контролем Германии – представители стран антигитлеровской коалиции никак не могли принять участие в работе следственной комиссии. 26 апреля 1943 года Советский Союз разорвал дипломатические отношения с польским правительством в изгнании, хотя Сталин в переписке с Черчиллем не исключал возможности возобновления отношений. Москва сделала ставку на Союз польских патриотов во главе с Вандой Василевской и приступила к организации 1-й Варшавской польской пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко под командованием полковника Зыгмунта Берлинга. Сикорский делает два шага. С одной стороны, он называет Берлинга «предателем», который дезертировал из Войска Польского. С другой, даёт согласие на переговоры своих представителей в Польше и командования Армии Крайовой с деятелями Польской рабочей партии. Коммунисты готовы доверить генералу пост премьер-министра после освобождения Польши Красной Армией. 2 июля 1943 года в Каире во время инспекции польских подразделений Сикорский говорит о согласии на изменение восточной границы Польши и необходимости конструктивного возврата в польско-советских отношениях». А 4 июля случилась катастрофа в Гибралтаре...

«Расследование» продолжается...
Что было после? 7 июля 1943 года Великобританией было объявлено о начале расследования причин катастрофы. По его итогам англичане констатировали, что крушение самолёта произошло в результате несчастного случая, вызванного «заклиниванием элеронов управления неизвестного происхождения».

Увы, но факт: в те непростые времена в полёты на Средний Восток и обратно польские пилоты, что называется, брали грех на душу в виде «левого» груза. То есть контрабанду. При расследовании катастрофы самолёта Сикорского среди обломков машины помимо личных вещей и дипломатической почты и обнаружили ту самую контрабанду (новые фотоаппараты, меха, футляры с драгоценностями, сигареты и ящики с алкоголем). Учитывая собранные материалы, англичане предположили, что причиной катастрофы мог стать контрабандный груз, сорвавшийся с креплений и заклинивший систему управления.

Такой вывод расследования не удовлетворил польскую сторону, она категорически отказалась одобрить доклад Великобритании «по причине противоречий, приведённых в докладе, и отсутствия убедительных выводов».

А дальше начался поиск заговорщиков. В трагедии обвиняли и Сталина, и Черчилля, и даже чудом выжившего пилота самолёта, который якобы был завербован то ли англичанами, то ли русскими и сознательно (!) выступил в роли камикадзе. Тем более что по национальности пилот был не чистокровным поляком, а чехом.

В начале 2000-х годов польский журналист и писатель Дариуш Балишевский провёл собственное расследовании той авиакатастрофы и выступил с версией: Сикорский погиб не в авиакатастрофе поздно вечером, а был убит за несколько часов до того во дворце губернатора Гибралтара. А авиакатастрофа, мол, была инсценирована специально, чтобы скрыть следы этого убийства...

В 2009 году в Кракове состоялась эксгумация тела генерала. По мнению судебных медиков, проводивших экспертизу, генерал не был задушен или отравлен, а его травмы характерны для пострадавших в транспортных происшествиях. Исключён был также и взрыв самолёта, в котором он летел.

Но Институт национальной памяти Польши (IPN) – очень влиятельная организация – тем не менее объявил о начале ещё одного расследования. И только 30 декабря 2013 года прокурор IPN объявил о закрытии дела. В официальном пресс-релизе говорилось, что нет разумных оснований полагать, что смерть главнокомандующего и его спутников была вызвана «преступным путём до вылета из Гибралтара».

Однако, представьте себе, многие в Польше до сих пор считают, что в Кракове вместо Сикорского похоронен совсем другой человек. Поиск заговорщиков продолжается и по сей день, хотя с момента катастрофы прошло уже 74 года!

Сектантская теория заговора
Вам это ничего не напоминает? Вот именно! Алгоритм действий польских властей в расследовании двух упомянутых авиакатастроф фактически идентичен: выяснение истинных причин, приведших к трагедии, с самого начала подменяется теорией большого заговора против маленькой, но независимой и гордой Польши. И в результате история превращается в политический триллер, в котором Польша и её погибшие граждане – невинные жертвы, а все остальные (Великобритания, СССР, Российская Федерация, Сталин, Черчилль, MI5, КГБ, ФСБ и т. д., список можно продолжать до бесконечности) – жестокие коварные враги и убийцы, устраивающие заговоры и теракты.

Причём весь этот бред носит системный характер, его умело и целенаправленно культивируют в польском обществе через учебники истории, политические акции, книги. Даже художественные фильмы сняты о катастрофе 1943 года в Гибралтаре и катастрофе 2010-го под Смоленском в одном и том же ключе – о глобальном заговоре против маленькой, но гордой и независимой Польши...

В этой потребности постоянного поклонения жертвам есть что-то сектантское. Многие в Польше уже заговорили о так называемой «Смоленской религии». Философ Збигнев Миколейко утверждает, что «партия «Право и справедливость» ввела религиозные ритуалы». Религии, поясняет он, необходимы мифы и мученики, и эту роль в данном случае выполняют жертвы катастрофы, говорится в статье газеты Bild, опубликованной буквально на днях, 13 июня 2017 года. Трудно с этим не согласиться.

Ошибка польских игроков
Но есть и ещё один принципиально важный для понимания этого жуткого феномена момент. На него обратил внимание уже упоминавшийся историк Станислав Стремидловский: «Так бывало в истории Польши, что ей просто не везло. Может быть, дело в настойчивом желании польских игроков сделать крупную ставку в игре мировых держав. Но величавые и могучие айсберги всегда найдут способ договориться друг с другом за счёт «титаников», и уж тем более – маленькой польской шлюпки».

#Польша #Россия_и_Польша #катастрофа_10_04_2010 #русофобия #политика #Смоленск




  • 1

Читатель

(Анонимно)
Спасибо за интересный и полезный материал. Сравнение расследования двух катастроф очень показательно, и об этом надо говорить открыто, не стесняться, чтобы не унижали нашу страну! А про Польшу все очень верно написано.

Как надоели эти поляки со своими притензиями к России. Пригласить их всех к нам, позвать Сусанина и..... Нет пшеков - нет проблем и притензий. Что же они за народ то такой, весь мир смеется, а им хоть бы что, маленькая гордая шлюпка.

(Анонимно)
Не понимаю, почему им каждый год в Смоленске разрешают устраивать шабаш на костях в Катыни и на месте катастрофы самолета с обвинениями в адрес России и СССР?! Поминовение, молитва - пожалуйста, но политические митинги надо запретить им на нашей земле устраивать!

Читатель противный

(Анонимно)
Не знаю, по каким обломкам английские эксперты будут проводить анализы... Знаю только, что наша страна до сих пор не отдает полякам ВСЕ обломки их самолета. Хранит их в запечатанных бочках. Зачем они нам?... Есть версии?

Re: Читатель противный

(Анонимно)
"Польский журналист спросил президента РФ Владимира Путина, почему обломки разбившегося в 2010 году самолета президента Польши Леха Качиньского не передают польской стороне. "Действительно, Следственный комитет РФ проводит расследование, и до тех пор, пока оно на закончено, эти остатки самолета им нужны", - сказал российский лидер. В связи с этим он призвал прекратить спекуляции на этот счет, ведь произошла страшная трагедия. Путин отметил, что лично читал расшифровку переговоров пилотов польского самолета, в которой посторонний человек в кабине летчиков требовал посадки самолета, несмотря на неблагоприятные погодные условия. ("Российская газета" 23.12.2016)

Re: Читатель противный

(Анонимно)
А вот в цитате из поста - "Политолог добавил, что, причины катастрофы уже давно расследованы"... Чё-то я не понял... Против Путина и Следственного комитета? Вот эти-то бочки с обломками и портят всю картину. Увы.

(Анонимно)
сектантство польской русофобии - точно сказано. и статья правильная

(Анонимно)
Все четко и ясно - паранойя у поляков, везде рууский заговор мерещится. И сколько мы это терпеть будем?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account